МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Бюджетное учреждение Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия»
Сведения об уникальных природных объектах и комплексах БУРЯТИИ
Тема форума для комментариев: 0
Вид: ландшафтный
Подвид: Бугры, пучения
Район Республики Бурятия:Тункинский район
Источник информации: Памятники природы Бурятии Иметхенов А.Б.
При подъезде к селу Торы с дороги хорошо видно белое пятно на склоне хребта. Это одной из культовых мест Тункинской долины – Буха-Нойон (Бык-хозяин, начальник, вождь).
Бык – один из мифологических прародителей – тотемов бурятского народа, символ могущества природы, объект шаманистского культа. О нем сложено множество легенд и народных сказаний.
В одной из них рассказывается о том, что бык пришел сюда через Санагинский хребет. От него чудесным образом забеременела дочь Тайжи-хана и стала матерью предков бурятских племен – эхиритов и булагатов.
В другой рассказывается о том, как встретились на Байкале два могучих быка – белый и пестрый и начали битву за право быть правителем этой земли. Битва длилась много дней. Но никто из них не мог победить. Тогда пестрый бык ушел в Баргузинскую долину, где превратился в камень Бухэ-шулун, а белый ушел в Тункинскую долину, где превратился в белую скалу Бухэ-нойон, но оба они стали известными, обоим поклоняются люди.
В цикле преданий о Буха-Нойоне говорится о том, что он женился на дочери неба Будан-хатан-иби, от которой имел 9 сынов и дочь. Его сыны стали царями 9 разных гор.
Согласно современным шаманским воззрениям, у Буха-Нойона было 90 сынов и внуков в ранге хатов – хозяев горных вершин Восточных Саян и других мест Прибайкалья.
На культовом месте на высоте 1050 метра находится живописное скальное образование из белого мрамора, на вершине которого стоит буддийская кумирня. По своим очертаниям скала действительно похожа на лежащего быка. Мрамор постепенно разрушается, поэтому от горы вниз по склону спускается большой белый язык.
Этому месту в течение столетий поклонялись люди, оно не утратило своего значения и сейчас. О том, какую роль играло это место в духовной жизни бурятского народа говорит тот факт, что здесь в свое время возникла определенная конкуренция между интересами священников - представителей разных религий.
Сначала здесь было место, где культовые действия проводили шаманы. Тайлаган поклонения Буха-Нойону устраивали в Петров день, перед сенокошением, а культ приобрел общебурятское значение.
Затем по указанию прибывшего из Монголии ламы на одном «роге» была построена буддийская кумирня, а бык получил буддийское имя Ринчен-хана и стал считаться богом богатства.
Позже на другом «роге» появилась православная часовня. При этом шаманисты, буддисты и христиане одновременно совершали религиозные службы в честь Буха-Нойона. Известный исследователь Сибири Г.Н. Потанин писал в своих записках:… женщины прежде подходили к Буха-Нойону и исцелялись, но после того как там поставили крест, женщины перестали исцеляться, и буряты говорят, что Бог оставил эту гору».
Со временем все стало на свои места, народ сам решил, как и кому обращать здесь молитвы. Теперь здесь, как и во многих других культовых местах Бурятии, культовые действия буддистов и шаманистов совершаются в согласии. Вместе с тем существует определенный запрет, пришедший из глубины эпох. Место табуировано. Восхождение и обряды совершаются в определенные дни местными шаманами. Причем разрешается восхождение только мужчинам и женщинам пожилого возраста. Запрещается приближаться к этому месту молодым девушкам, вероятно, это связано с легендой, в которой говорится о том, что девушки окрестных сел в то время вызвали недовольство быка, греющегося на еще горячей вершине вулкана. Считается, что им грозит бесплодие. Традиция предписывает необходимость, прежде чем подняться к Буха-Нойону, обратиться к буддийскому священнику, который должен провести специальный обряд «Разрешение на посещение святых мест».
Проехать к месту можно через село Далахай, расстояние до которого от села Торы – 3 км. При этом нужно будет проехать по узкому мосту через реку Иркут. В Далахае дорога раздваивается, ехать можно по любой из них, но лучше при этом взять местного проводника, т.к. дороги петляют и за селом проходят по полям и заболоченным местам. Подъехать можно к основанию горы, далее нужно идти пешком примерно 2 км. От правой дороги далее идет тропа.
На горе, как и в других культовых местах правила предписывают вести себя тихо, не шуметь, не сорить, и обязательно оставить Буха-Нойону дар. С противоположного склона открывается очень красивый вид на священную гору на фоне Тункинской долины, где можно сделать хорошие фотоснимки.