МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Бюджетное учреждение Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия»
Сведения об уникальных природных объектах и комплексах БУРЯТИИ
Тема форума для комментариев: 0
Вид: ландшафтный
Подвид: Местонахождения костей позвоночных
Район Республики Бурятия:Кяхтинский район
Источник информации: Цыдыпова Венера Намдаковна, библиотекарь Мурочинской сельской библиотеки Кяхтинского района
В 2-х км западнее от села Мурочи находится одно из уникальных мест, природно-религиозный памятник Арьяа- Баала Ранжун. Считается, что таких мест в мире всего два. Аналогичный памятник есть только в Непале.
Чудо, которое сотворила сама природа, притягивает паломников со всего света. Считается, что это место идеально для поклонений и медитаций потому, что именно здесь вы можете увидеть бога Авалокитешвару и его мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, которые чудесным образом проступают на камне.
Авалокитешвара – это «господь Наблюдающий», покровитель Тибета и бурят, олицетворение сострадания. Люди верят, что Авалокитешвара многое может. Главное, он может помочь человеку стать добрее и милосерднее. Те, кто ищет освобождения от боли и несчастия, обращаются к нему. Те, кто просит сыновей, просит богатства и защиты, обращаются к нему. Он, спасает гибнущих, когда у них нет надежд на спасение. Он всегда старается облегчить страдания несчастных живых существ.
Ботхисаттва Авалокитешвара известен в Бурятии под именем Арьяа Баала.
Он может принять 108 разных форм для того, чтобы спасать страдающих. В нашей местности проявляется «Тысячарукий Владыка Сострадания».
Весьма интересна история появления этого аспекта божества. Однажды в незапамятные времена Авалокитешвара, находясь в раю у своего духовного отца Будды Амитабхи, взглянул на землю. Его потрясло, сколь велико число страдающих, и в присутствии тысячи Будд этой мировой эпохи Авалокитешвара дал обет спасти всех живых существ от пут Сансары и привести их к совершенному счастью, а если он хоть на мгновение заколеблется или отчается, то пусть тогда его тело распадется на части. С таким чистым намерением, исполненный решимости, Авалокитешвара вошел в состояние длительной интенсивной и непрекращающейся медитации, во время которой произносил мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, посвящая заслугу всем живым существам мира. Когда он вышел из медитации и оглянулся вокруг, то с горечью заметил, что смог освободить от страданий лишь небольшое число существ. Сердце Авалокитешвары наполнилось печалью. Да, любовь его была безгранична, но и число страждущих тоже беспредельно. Как же ему одному, имея лишь одну голову и пару глаз выполнить своё обещание?! И он, не выдержав непосильной скорби, опустил руки. В этот момент отчаяния голова Авалокитешвары не выдержала и от пережитого потрясения раскололась на десять частей, а тело согласно данному обету, разлетелось на тысячу кусочков. Будда Амитабха, узрев агонию своего духовного сына, восстановил тело Авалокитешвары, придав ему новую форму: десять осколков головы он превратил в десять ликов, девять сострадательных и одно гневное для устрашения врагов буддизма, а сверху водрузил миниатюрную копию своей собственной головы в знак того, что он доволен сострадательным устремлением Авалокитешвары. Тысячу частей Амитабха превратил в тело с тысячью руками, которые протянулись во всех направлениях, подобно лучам солнца. Всё утонуло в ярком сиянии, ибо в каждой из этих бесчисленных рук был светящийся глаз, наполненный такой любовью и состраданием, как взгляд самого Авалокитешвары. Теперь он мог видеть во всех направлениях и немедленно приходить на помощь, донеся свое безграничное милосердие до каждого существа.
У тысячерукого Авалокитешвары полупрозрачное белое тело, он облачен в прекрасные одежды и украшения Бодхисаттвы. Восемь рук на переднем плане сложены в виде цветка лотоса. Две руки, сложены на груди в мудрее мольбы. В главной из левых рук он держит изогнутый стебель лотоса, правой дарует благо. В остальных центральных руках можно увидеть другие благоприятные предметы - хрустальные четки, колесо Учения, лук со стрелами, ритуальный сосуд.
Именно в такой форме многие у нас видят Арьяа Баалу. Обычно это маленькие дети, чье сознание ещё не сильно загрязнено, и добродетельные старики, у которых уже большинство омрачений и привязанностей отпали.
В месте, где видят Авалокитешвару, находится большой скальный выступ похожий на трех черепах, взобравшихся друг на друга. Три черепахи: отец (самая крупная внизу), мать поменьше и сын – это древний символ мира и покоя. Изображения с тремя черепахами благоприятно хранить в своем доме, т.к. они притягивают достаток и всё хорошее, светлое, а негативное, наоборот, изгоняют.
В центре скалы на уровне вытянутой руки человека среднего роста на поверхности камня чудесным образом проступают тибетские буквы ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и чуть ниже ОМ А ХУМ. Иногда, когда верующие приходят, помолиться, из трещин скалы каплями льётся аршан цвета грудного молока, или бывает как слёзы, почти прозрачные с голубоватым оттенком. Верующими это воспринимается как особое внимание, благословение Арьяа Баалы, который видит и слышит наши молитвы.
Рядом со скалой находится небольшой, но очень уютный, утопающий в зелени храм, посвященный Авалокитешваре.
В дугане на Арьяа Бала Ранжун как правило в мае- июне и сентябре проводится мощная очистительная практика Нюнг нэ (или Мани).
Нюнг нэ – это трехдневное медитативное уединение, в котором могут принимать участие как ламы так и миряне. Во время проведения участники не выходят за определенную территорию, соблюдают строгий пост, принимают обет молчания, делают простирания, молятся Авалокитешваре и читают его мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. В результате очищается негативная карма, накопленная в этой и предыдущих жизнях, а также приобретается положительная карма, способствующая благоприятному перерождению в следующей жизни. Кроме того, Нюнг нэ даёт безусловный эффект в улучшении физического и психического здоровья, а также интеллектуальных и творческих способностей.
Однако если нет возможности поучаствовать в Нюнг нэ, можно с большой пользой выполнить и другие практики, например простирания перед камнем, где проявилась мантра.
Совершение простираний перед тысячеруким Авалокитешварой равнозначно простираниям перед всеми Буддами. Делая простирания, мы представляем, что из сердца Авалокитешвары изливается нектар и полностью очищает нас от всех омрачений тела, речи и ума. Это как включить фонарь в тёмном помещении: темнота исчезает в мгновении ока. Также можно представлять, что полный мрак соответствует всем препятствиям для обретения Постижения, а Авалокитешвара посылает благословение и помощь в форме белого цвета. Так «трое врат» - тело, речь и ум – очищаются и сливаются воедино с Авалокитешварой. З атем мы представляем, что в нас входит копия Авалокитешвары. Это как зажигать одну свечу за другой: первоначальное пламя остаётся, но зажигается еще один огонек.
Помимо простираний, очень важно правильно сделать подношения и подобающе вести себя. В качестве подношений можно принести «белую пищу» (молочные продукты), кондитерские изделия, фрукты, зуулы (лампадки или свечи),хадаки, деньги. Всё это можно оставить на алтаре у камня или в дугане, произнося ОМ А ХУМ и представляя, что подношение очищается от всех скверн и становиться идеальным. Нельзя: подносить водку; приходить нетрезвым; курить; брызгать «белую пищу» на камень с мантрами (это загрязняет его; вставлять монеты в щели между камней и мусорить. Ведь обитель
Авалокитешвары такое чистое место и оставленная банка, бутылка или обертка здесь засоряет не только природу, но и наше видение. И в тоже время, убираясь в святых местах, мы можем очистится от внутренней скверны, негативной кармы. Также не следует шуметь или же разрушать что- либо вблизи этого места.
Наиболее часто ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ переводят как « О! драгоценность в лотосе!» «Драгоценность при этом означает Будду, как олицетворение достигнутого просветления. «Лотос» символизирует наше «сердце»,не физическое, а духовное в центре груди. Таким образом, читая ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, в нашем сердце расцветает «лотос», в котором скрыта «драгоценность» - просветленное состояние Будды, потенциально присущее каждому из нас. И читая молитву, мы должны зародить пламенное стремление достичь этого совершенного состояния, что бы затем помочь всем живым существам открыть в себе Будду и обрести просветление.
Очень важно поддерживать правильный настрой при чтении ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, т.е. мы должны искренне желать счастья всем живым существам. Здесь важно понимать, что мы имеем в виду не просто какое-то обыденное, мирское счастье, а совершенное всеобъемлющее счастье на уровне тела, речи и ума- состояния Будды, свободное от омрачений и негативных эмоций. В этом состоянии мы не совершаем негативных поступков, не создаем дурной кармы, наши бесконечные страдания прекращаются, и мы становимся совершенно, счастливы.
Как знать, что вас ожидает на Арьяа – Баала Ранжун? Хватит ли добродетели, что бы увидеть священную мантру на камне, а может быть и самого Авалокитешвару?