МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Бюджетное учреждение Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия»
Сведения об уникальных природных объектах и комплексах БУРЯТИИ
Тема форума для комментариев: 0
Вид: природно-религиозный
Подвид: Местонахождения костей позвоночных
Район Республики Бурятия:Курумканский район
Источник информации: Администрация МО Курумканский район, Отдел по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму
В Баргузинской долине находится большое число культовых мест, которые вполне можно рассматривать как памятники природы. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории. К таковым в нашем районе можно отнести останцовые скалы Хэр-шошого и Уудэн - Шулуун. Природа – великолепный ваятель, скульптор и зачастую создает удивительные формы в своих творениях.
Хэр-шошого и Уудэн-Шулуун представляют собой остатки прежней скалы. Они являются геологическими природными памятниками. Образование этих двух останцовых скал произошло в результате деятельности экзогенных процессов. Издавна для жителей Баргузинской долины скала Хээр-Шошого служила священным местом, где устраивались молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может, быть со страхом на это диковинное чудо и оно стало почитаемым ими. Проезжая мимо путники останавливались у «Хээр-Шошого», смотрели на него, удивлялись, а затем преподносили монеты, кусочки ткани «сэмэлгэ», яства. На восточной стороне этой скалы на самом низу найден пока единственный в Курумканском районе петроглиф конца неолита – бронзы, выполненный красной охрой. Культ священного камня Хэр-шошого занимает особое место в шаманской религиозной системе баргузинских бурят. Местные жители считают его одним из древних объектов поклонения, почитавшимся разными народами, населявшими Баргузинскую долину. Вся Куйтунская степь и в частности местность Шэнэгальжин, где находится священный камень, была территорией, где, начиная со средневековья, сменяли друг друга разные группы кочевников: хорчин-монголы, баргуты, эвенки, буряты. На этой же стороне скалы растет одинокий куст черемухи, повязанный и перевязанный разноцветными лоскутками тканей – «сэмэлгэ». У основания черемухи находится жертвенный ящичек, куда опускают монеты, спички, сигареты. У подножия скалы, с южной стороны, на большой каменной площадке имеются следы огромного кострища, на котором сжигались мясо жертвенных баранов, другие угощения, которые приносились в дар богам. По словам старожилов, местность, которая прилегает к скале, считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронений бурятских шаманов. Поэтому можно предположить, что на этой площадке сжигались не только дары богам, но и останки погребаемых шаманов.Со второй половины 80-х годов в связи с распашкой земель в Куйтунской степи и переходом от традиционного кочевого хозяйства к земледелию в Баргузинской долине, вновь стал актуальным культ священных камней. Относиться это и к Хэр-шошого – теперь от него ожидают «покровительства» перед лицом природных явлений, помощи в получении богатого урожая. Обряды жертвоприношения проводятся ежегодно весной (после окончания посевных работ) и осенью (после уборки урожая). Вокруг южного и восточного подножий Хээр-Шошого имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из 60 могильников и 2 сторожевых камней (Баргутские могилы). Раньше обряды проводили шаманы или кузнецы (харар), участие в них женщин исключалось. Ныне обряды проводят буддийские священнослужители (сагаагаар), специально приглашаемые руководством полевых бригад; к этим обрядам женщины допускаются.