Мухоршибирский районСело Мухоршибирь, расположенное в центральной части юга республики, пересекает речка под одноименным названием Мухоршибирка. С северо-востока его подпирает Заганский хребет, а с юга – Тугнуйская равнина. Название Мухоршибирь произошло от бурятских слов «мухар» – «тупик», «конец», «край», и «шебер» – «чаща», «лесная глушь», «густой лес».Это еще один район компактного проживания семейских. В далеком марте 1767 года из пределов Заднепровья в Забайкалье прибыла третья партия старообрядцев – 453 человека. Шли они в заганские деревни. Эту массу людей, по данным В. Перченко и Ф. Болонева, сопровождали один унтер-офицер и три рядовых солдата. В Забайкалье надзор над ссыльными был значительно ослаблен: впрочем, куда и как им было бежать. Таким образом, все 453 посельщика были определены в села Шаралдай, Новый Заган, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольск и Харауз. В 1804 году была образована Мухоршибирская волость, которая объединила 11 русских деревень. Русские появились в Мухоршибирском районе примерно в 1730-1735 годах. Первым русским переселенцем был служилый человек Игнатий Завьялов. В эти годы в старых документах село Мухоршибирь употребляется, как «урочище Мухоршибирь – речки», т.е. берег речки. А к концу XVIII века Мухоршибирь стали заселять старообрядцы – заселялись они, в основном, по улице Ленина (Трактовая), доказательством этому служила старообрядческая церковь, которая в прежние годы стояла на этой улице. Среди лесистых сопок, с востока подпираемых склонами Майдана и Сангурайки, где на юг простираются нивы обработанных земель, а на запад насколько охватывает глаз уходит Тугнуйская межгорная долина, расположилось старинное семейское село Никольское, которое было основано в 1765 году. С увеличением населения деревня получила статус села, а со строительством церкви в честь святого Николы в 1884 году за ним закрепилось название Никольское. Сейчас в школе села работает музей, где собраны экспонаты по сохранению семейской культуры и истории. В Мухоршибирском районе есть село, окруженное отлогими сопками, – одна из них почти безлесная, другие покрыты темными пятнами сосновых перелесков, взятыми в полон таежной густой чащей и бескрайними Заганской и Сухаринской долинами. Село получило название от речушки, несущей свои прозрачные воды с Заганского хребта. Первое упоминание о Новом Загане относится к 1767 году. В книге В. Болонева «Семейские» говорится: «В марте 1767 г. на 25 подводах прибыла третья партия в «Заганские деревни ...». В этом же году семейские построили Заганскую деревню, состоящую из 22 домов, численностью в 140 человек. Через 69 лет после казаков сюда пришли семьи старообрядцев, но поселились они рядом, основав еще одну деревню – новую, т.е. Новый Заган. А ту деревню, которую основали казаки, стали называть Старой деревней, а позднее – Старым Заганом. Сегодня в селе Новый Заган действует единственная в районе Древлеправославная церковь. Заселились семейские и в известном вот уже более 300 лет селе Шаралдай. Как утверждает легенда, в древние времена, когда на территории Мухоршибирского района проживали племена разных народов, обитал в этих местах шаралдаевский род. На Сухару, где сейчас расположено село, получившее свое название в память о тех прежних шаралдаях, их род пришел из мест прежнего обитания в долине Куды (Приангарье). Несмотря на все принимаемые семейскими меры: распашку увалов и горных склонов, расчистку леса, осушку болотистых мест, суровые местные условия делали освоение угодий делом довольно трудным, поэтому периодически происходили и самовольные захваты государственных или числящихся за тугнуйскими бурятами пастбищных и прочих участков. Первые очаги земледелия были выбраны бурятами, которые не только выбрали место в ландшафте, но и показали пример адаптации земледелия к местным условиям. Примером служат ламские земли при Цолгинском дацане, на которых затем обосновалось первое поселение старообрядцев. Датой образования села Гашей принято считать 1895 год. Название села произошло от горной речки Гашейки, которая берет свое начало из отрогов гop Бичурского хребта. Вдоль небольшой горной речки были поставлены бревенчатые дома. Первые жители села раскорчевывали деревья, расчищали площадь под посевы. На реке Гашейке было построено 7 мельниц. Наличие большого числа мельниц было вызвано хорошими климатическими условиями (река в течение всего года, включая зиму, не замерзала). На мельнице постоянно могли молоть зерно. Жители села Гашей строго соблюдали свои традиции и обычаи. Перед трапезой творили молитву, дети должны были есть молча (могли получить от старших по лбу ложкой). Старших почитали. Уже в советское время, в 1927 году, выходцами из Большого Куналея Тарбагатайского района было построено село Калиновка. Что же явилось причиной переселения? В Большом Куналее население быстро росло, земли не хватало. Поэтому куналейцы начали осваивать новые земли. Перевалив через таежные хребты, первые поселенцы основывали заимки. Сначала хотели дать название селу Рогово, так как заимки Роговых появились раньше других. Но из-за того, что Председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин М.И. в 1929 году официально разрешил поселение в этих местах, село стало называться Калиновкой. При Доме культуры села по сегодняшний день действует известный в Бурятии и за ее пределами народный семейский ансамбль «Калинка», который является хранителем духовной культуры села. Источник информации: ООО Рекламно-информационный центр Министерство природных ресурсов и экологии Республики БурятияПочтовый адрес: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., 11 а
Тел./факс: (301-2) 44-16-15, e-mail: info@mpr.govrb.ru При копировании информации ссылка на источник обязательна. |