МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Бюджетное учреждение Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия»
Максимальные, скорости ветра на озере отмечаются в апреле, мае и ноябре, минимальные в феврале и июне. Поэтому осенний и зимний периоды с октября до середины января, то есть до ледостава, считаются наиболее опасными для водных путешествий по акватории озера. В это время волнения на Байкале постоянны, волны достигают высоты - 5,5 и более метров. На северном Байкале в открытом море однажды был зафиксирован рекорд до 18 м высоты волны. 80% летних штормов приходится на вторую половину августа и сентябрь.
Поверхность озера очень редко бывает спокойной. Характерным для озера Байкал является наличие так называемой "толчеи", которая возникает при встрече противоположно направленных волн. Наиболее сильное волнение бывает в проливе Ольхонские ворота, на входе в Чивыркуйский залив, где высота волн может превысить 4 м, а также на мелководье против устья реки Селенги, во входе в Баргузинский залив и у северного побережья острова Большой Ушканий, где высота волн может достигать 6 м при крутизне 22°. Штормовые ветры на Байкале обычны в конце лета и осенью.
В период осенних штормов интенсивно формируется береговая линия во многих районах Байкала, намываются каменистые и галечные пляжи, разрушаются основания мысов.
Штормов на Байкале бывает много. Особенно осенью. Июнь - обычно самый тихий месяц, сравнительно спокойно и в июле. В августе начинаются регулярные штормы. Волны в этот период поднимаются в высоту до 1,5-2 м, иногда и до 3. Байкальская волна отличается тем, что она круче и чаще по сравнению с волнами на морях. Поэтому она опаснее, так как не просто раскачивает судно, но может быть довольно легко опрокинуть его.
Шторма часто приводят к авариям, известно несколько случаев катастроф. В 1983 году недалеко от бухты Песчаной был опрокинут и быстро затонул катер "Шокальский", неудачно поставленный командой бортом к волне. Его опрокинула сильная горная, образовавшая смерч.
Самая крупная катастрофа произошла в ночь с 14 на 15 октября 1901 года, когда погибло 176 человек. Пароход "Яков", следуя из Верхнеангарска, вел на буксире три судна: "Потапов", "Могилев" и "Шипунов". В Малом море напротив мыса Кобылья голова пароход попал в сильную бурю. Буксирующие суда были отпущены. Судно Могилева было выброшено на берег, судно Шипунова удержалось на якоре, судно "Потапов" разбилось в щепки о скалы мыса Кобылья голова.
Известны многочисленные случаи, когда весельные лодки или лодки с заглохшим мотором налетевшая горная быстро уносила в море. Выгрести на веслах против ураганного ветра невозможно. Только благодаря огромному мужеству людей, долгие часы боровшихся со стихией, эти истории не всегда имеют печальный исход.