МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Бюджетное учреждение Республики Бурятия «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия»
Это краткая история одной из старинных купеческих дорог, пролегавшей когда-то через хребты Хамар-Дабана и ныне её останки находятся на территории заказника «Снежинский». Эта дорога является одной из нескольких вариантов караванных путей, соединявших город Кяхту с городом Иркутском.
В 1834 году Кяхтинский купец Н.М. Игумнов подал царскому правительству прошение на прокладку через хребты Хамар-Дабана дороги, которая сократила бы расстояние пути от Кяхты до Иркутска. В то время шла обширная торговля с Китаем. Товары: шелк, чай, фарфор шли караванным путем из Китая до Кяхты, затем гужевым транспортом доставлялись в Иркутск и распространялись дальше в Центральную Россию и Западную Европу.
С согласия правительства купец Игумнов на собственные средства занялся устройством новой дороги, а затем и кяхтинское купечество содействовало строительству денежными средствами, рассчитывая на увеличение товарооборота и расширению торговых связей. Из-за тяжелых географических условий на строительство «Игумновского тракта» как его называли тогда, были затрачены огромные средства, но тем не менее дорога была построена. Она шла через Култук берегом Байкала до устья реки Хара-Мурин, затем через хребты Хамар-Дабана на юг и потом выходила на старую Хамар-Дабанскую дорогу до Кяхты. Игумновский тракт прослужил несколько десятков лет и сыграл определенную роль в торговле России с Китаем, но постепенно терял своё значение из-за труднопроезжаемости: высокие хребты Хамар-Дабана с их глубокими ущельями и крутыми склонами, частые броды через быстрые реки, задерживающие проезд, а иногда и вовсе останавливающие в половодье, каменистая или болотистая почва, нападения разбойников. Со строительством Восточно-Сибирской железной дороги тракт окончательно потерял своё значение.
В наше время на территории заказника «Снежинский» обнаруживаются в глухой тайге остатки настилов, мостов, оплывшие откосы, и внимательный взгляд угадывает в заросшей тайге старую караванную дорогу.
В 2008 году службой охраны заказника «Снежинский» совместно с руководителем кружка «Юный турист» Закаменского ЦДО Доноевой О.П. разработан и реализован проект «Дорога истории». Юными туристами при помощи госинспекторов заказника был осуществлен пеший переход по
Игумновскому тракту через территорию заказника до станции Мурино в Иркутской области. В последующем, хочется надеяться, что по старому забытому караванному тракту когда-нибудь проложится увлекательная туристическая тропа.
Статья подготовлена государственным инспектором Снежинского заказника - Шойдоковым Сергеем Ринчиновичем.